Евгений  В. ХАРИТОНОВ

 

СКОМОРОХИ РОКА

(SLADE: ШЛЯПА В ЗЕРКАЛЬЦАХ)

 

    В 1974  г.  английский  журнал  "Pop  today"  писал   о   них следующее: "Немного до сих пор было рок-групп, которые привносили бы столько радикальных новшеств и изменений в  свой  "сценический образ", отличались бы столь характерным имиджем: одеждой, стилем, манерами".  Slade завоевали  прочную  репутацию  одной  из  самых мелодичных   рок-групп   после   "The   Beatles",   но  и  "самой недооцененной..., которую в буквальном смысле пог Так или иначе,  но Холдера таки переманили.

убили умничающие журналисты"(С.Кастальский. Рок-энциклопедия "Ровесника").

 

   Действующие лица:

   Нодди (наст.  - Нэвилл) Холдер (Noddy Holder;  р. 15 июня 1946 г.;  Уэлсоу,  Западный  Мидлэнд, Англия);

   Джим Ли (Jim Lea;  р.  14 июня 1949;  Уолверхэмптон,  Западный Мидлэнд, Англия);

   Дэйв Хилл (Dave Hill;  р.  4 апреля 1946;  Флит Кейсд,  Девон, Англия);

   Дон Пауэлл (Don Pawell; р. 10 сентября 1946; Билстон, Западный Мидлэенд; Англия).

 

   Легенда гласит: в далеком 1964 г. в провинциальном английском городке Уолверхэмптоне школьники из местной  группы  The  Vendors Дэйв  Хилл,  Дон  Пауэлл  во  главе  с  музыкальным вундеркиндом, скрипачем Национального Юношеского Оркестра Джимом Ли  субботними вечерами  отрабатывали  свой  хлеб на танцплощадках и в небольших ресторанчиках, исполняя песенки  в  стиле  West  Country,  бит  и рок-н-ролльчики из  репертуара Элвиса Пресли,  Бадди Холли,  Чака Бери, а так же собственные творения в стилистике царствующего тогда баббл-гама. В июне 1964 г. они даже подготовили первое свое демо, так и не дошедшее ни до одной из звукозаписывающих студий.

Неизвестно,  сколько они продолжали бы  в  том  же духе, если бы в  один  из  таких  субботних  вечеров  в  том   же ресторанчике не выступила  еще  одна  местная  команда,  название которой история   не   сохранила.   Парни,   вышедшие  на  сцену, выглядели, мягко  говоря,  вызывающе:  на   них   были   какие-то несусветные,  явно не по размеру, сюртуки, на шеях - белые шарфы, на головах - цилиндры.  А вокалиста и вовсе выносили на  сцену  в ...  гробу  (этот момент,  кстати,  отражен в фильме "In Flame").

Вытворяли они на сцене черт те что -  прыгали,  строили  страшные гримасы,  ломали гроб,  а исполняемая ими песня ни в какие ворота не  вмещалась  в  привычный  "лицемерно-благовоспитанный"  канон: резкая, экспрессивная, с меняющейся ритмической структурой, и под стать музыке голос вокалиста  -  длиннющего  парня  с  ярко-рыжей шевелюрой и  точеным  профилем  (ну типичный Мефистофель!  Это уж потом он располнел из-за "нежной любви" к  пиву):  резкий,  почти фальцирующий тенор,  а главное,  уж очень громкий. Одним словом - натуральные панки (хотя до вторжения на мировую сцену  нигилистов с  "ирокезами"  на головах оставалось больше 10 лет).  Публика не знала,  как  реагировать,  а  вот  ребята  из  The  Vendors  были потрясены  до  глубины  души,  и решение пришло само:  необходимо заполучить этого рыжего парня в свою группу!  Парня  звали  Нодди Холдер,  чей  неподражаемый голос однажды стал визитной карточкой будущей сверхзвезды 70-х - группы "Slade".

Так гласит легенда.

 

   В 1965 г. группа меняет название на In-Betweens и отправляется покорять  Лондон.  Как  это  ни  странно,  но  чопорная столичная публика приняла уолверхэмптонцев почти "на ура"  (битлам  в  свое время   пришлось  завоевывать  имя  на  чужбине  -  в  Германии). Вероятно,  немалую роль в успехе сыграл имидж музыкантов - этакие свои  в  доску  парни с улицы,  к тому же их песни были далеки от абстрактных сентенций  типа  "Как  прекрасен  этот  мир,  который спасет Любовь".  Хотя  в музыкальном отношении это был все тот же старый добрый бит. Ранее творчество группы носило ярко выраженный социальный  характер,  оно было наполнено духом городских окраин, такой понятной и близкой их слушателям - таким же "провинциалам".  По воле случая они оказались самыми первыми в истории рок-музыки панками. В  рок-поэзию  музыканты  едва  ли не первыми привнесли городской слэнг  (впоследствии  они  намеренно  даже   искажали   написание некоторых   песен).  "Панковский" имидж поддерживала и внешность ребята: бритые головы, кожаные куртки. Но при всех внешних и содержательных атрибутах на концертах они вели себя... как-то не "по-панковски". Каждое   их   выступление   превращалось  в театрализованное  действо,   насыщенное   шутками,   прибаутками, розыгрышами, переодеваниями (чем, кстати, отчасти и предвосхитили клоунадность глэм-рока).  Позже,  уже обретя мировую известность, музыканты  признавались:  "Если  мы  вдруг  перестанем  смеяться, группа тут же  развалится".  Они  очень  здорово  дополняли  друг друга:  молчаливый,  немного застенчивый Пауэлл (ударные), вечный мальчишка-шалопай Хилл (гитара),  аристократичный, интеллигентный Ли  (бас-гитара,  рояль,  скрипка) и неистовый шут,  "разбойник с большой дороги" Холдер (вокал, гитара).

    И, наконец,  главные   составляющие   успеха   музыкантов   - мастерство владения            инструментами, очевидный композиторско-поэтический талант и отменные аранжировки.

 

   В 1968  г.,  уже  снискав  успех  столичной  публики,  отыграв несколько концертов "на стороне" - в Германии и  Испании,  группа еще   раз  меняет  название.  Ambrose  Slade  -  так  они  теперь назывались. 

В апреле 1969 г.  выходит дебютный альбом  группы  - "Beginnings". Будущие Slade угадываются здесь пока с трудом - это только первая    ступенька    на   подступах   к   "анархическому рок-н-роллу". На  60%  пластинка  состояла  из кавер-версий хитов Фрэнка Заппы, Марвина Гэя, групп The Beatles, Steppenwolf. Что ж, даже Deep Purple  начинали  с  перепева  чужого  репертуара.  Над знаменитыми песнями  ребята  поработали  основательно и вдумчиво, продемонстрировав отменный вкус к аранжировке. Битловская "Martha my  dear"  в  их  исполнении  просто  великолепна  -  по-прежнему лирична,  но и лукаво-задорна одновременно. Знаменитый хит группы Steppenwolf  1968  г.  -  "Born to be wild" зазвучал еще жестче и динамичнее,  чем в оригинале (эту песню Slade  часто  включали  в концертные  программы).  Авторских песен на альбоме всего четыре. Зато какие!  Вне всякого сомнения,  это лучшая сторона пластинки, которую открывает инструментальная композиция Хилла "Genesis".  А далее:  "дворовый"  блюз  "Roach   Daddy",   еще   один   блюзик, инструментальный - "Mad Dog Cole". Но главная жемчужина пластинки -  конечно  же,  изящнейшая,  до  безумства  красивая  "Pity  The Mother". Это уже симфо-арт-рок чистой воды с великолепной партией на скрипке в исполнении Джима Ли!

Однажды на их выступлении в  лондонском клубе "Распутин" на Бонд-стрит, имевшем дурную славу (здесь собирались самые отпетые скинхеды) оказался человек поистине легендарный и  в  шоу-бизнесе  матерый,  а  именно  -   бывший   бас-гитарист популярной и сегодня группы Animals Чес Чендлер (Chas Chandler). К этому моменту Чендлер заслужил репутацию одного из самых удачливых  продюсеров, именно  ему  принадлежит  открытие легендарного короля рок-гитары Джима Хендрикса.  Профессиональная интуиция  подсказала,  что  из этих бесшабашных юнцов выйдет толк. И не прогадал.

   Так Ambrose Slade оказались под опекой известного продюсера (С 1978 г. делами группы занимался в основном Джим Ли).

В том же 1969-м по решению Чендлера название группы было сокращено. Теперь они назвались просто и со вкусом - SLADE.

 

Поначалу Чендлер продолжал раскручивать группу в имидже "крутых парней" - бритые головы,  кожаные  куртки  и  высокие  бутсы.  Но уже к 1970-му году он неожиданно поменял стратегию. Музыканты отпустили длинные хаеры, а кожаные куртки сменили на яркие пиджаки, клоунские клетчатые штаны и неизменный  впоследствии  атрибут  -  шляпы  и  кепки.   Особенно полюбилась   меломанам   шляпа   Холдера,   увешанная  маленькими зеркальцами. Так, благодаря профессиональному нюху Чендлера Slade наряду с Дэвидом Боуи  Марком Боланом  и Гари Глиттером стали одними из законодателей  маскарадной эстетики гэм-рока.  Но в который уже раз в творчестве группы сработал принцип гармоничного слияния противоположностей:  музыка стала значительно жестче. Они первыми соединили две музыкально-сценические формы - глэм и хард,  невольно породив новое направление (ответвление, поджанр, несуть важно) - глэм-хард-рок. Три-четыре года спустя новый стиль подхватили и успешно развили Sweet, Queen, 10CC, а еще чуть позже "американские ученики" - Kiss и Aerosmoth.

 

    В ноябре 1970 г.  на прилавках музыкальных магазинов появился второй официальный альбом группы  -  "Play  it  loud".  Материал, собранный  на  пластинке,  представлял  собой  очень мелодичный и инструментально густой ритм-н-блюз с явным креном в  сторону  The Beatles  (особенно  это заметно в а ля битловской балладе "Dapple rose").  И все-таки очевидный факт  не  ускользнул  от  слушающей публики:  на  английской  рок-сцене вспыхнула новая звезда с ярко выраженной  индивидуальностью.  Саунд  группы   легко   узнаваем: специфический  - "слэйдовский" - звук гитары,  виртуозные кружева бас-гитары,  стремительный ритм ударных и,  конечно же, необычный вокал,    по    тембральной   окраске   просто   не  поддающийся индентификации.  Однажды  легендарный  Оззи  Озборн   на   вопрос журналистов:  "Кого вы считаете лучшим рок-вокалистом?", ответил: "В студии мы все хорошие певцы,  но настоящий  вокалист  проходит экзамен в сценической работе.  Лично я считаю рок-вокалистом всех времен и народов Нодди Холдера из SLADE.  В тяжелом роке ему  нет равных".  Воистину,  уникальный  случай:  певец одной легендарной группы запросто признал первенство певца другой - все-таки  менее легендарной   -  группы!  Нужно  заметить,  что  милашка  Оззи  в дальнейшем не раз помогал слэйдам в нелучшие  периоды  их  жизни. Дружба, блин!

 

   Их песни отличались,  с одной стороны,  какой-то всепоглощающей напористостью  и  жесткостью исполнения,  но с другой - красивой, запоминающейся мелодикой.  Стоит упомянуть и тот факт,  что Slade одними  из  первых  в  рок-музыке  стали использовать скрипку как солирующий  инструмент  (в  этом  заслуга  мультиинструменталиста Джима Ли).

    Впрочем, справедливости ради заметим,  что альбом 1970 г.  не стал событием года, и не только потому, что тогда же увидели свет программные работы "двух китов" хард-рока - Led Zeppelin (LZ-III) и Deep Purple (In rock).

    Однако концертная   деятельность   этого   периода  неизменно сопровождается аншлагом.

    Что же  выделяло  выступления  Slade  в ряду концертов других рокеров?  Даже самые язвительные критики отмечали,  что на их шоу царит  фантастическая атмосфера веселья и скоморошества,  доброго дурачества и  юмора.  Музыканты  додумались  даже  устраивать  на концертах  конкурсы-экспромты  с  раздачей "ценных подарков" тем, "кто привел свою внешность в соответствие с имиджем a'la  SLADE". Достаточно  посмотреть  любое  из  видеовыступлений  группы,  или послушать их концертные альбомы, чтобы убедиться в справедливости этих   слов   -  их  музыка,  выступления  несли  огромный  заряд жизнелюбия и праздника.

 

   В 1971 г. национальные хит-парады возглавляет сингл "Coz i luv you" (никакой  ошибки - именно такое написание!),  а оригинальная версия ритм-энд-блюзовой песни Бобби Марчана "Get  down  and  get with it" выходит на 16-е место в британском Top-20. Нодди Холдера и  Джима  Ли  (постоянные  соавторы  и  аранжировщики  всех песен "Slade") выделяют  в  числе  самых  ярких  мелодистов  английской рок-сцены (даже такой мэтр,  как Пол Маккартни,  высоко оценил их дар), а группа приобрела репутацию "новых Битлз".

Вслед за концертной пластинкой "Slade alive!" (1972),  выходит программный для группы, очень мощный альбом "Slayed?" (1972). Это уже  был   хлесткий,   вязкий   и   стремительный   хард-рок   на рок-н-рольной   основе.  Мелодизм,  конечно,  остался  неизменным свойством музыки. Группа, наконец, нашла СВОЕ звучание. Как никто другой они добились на диске эффекта "живого звука".  Собственно, Slade  всегда   и   записывались   почти   "вживую".

 

   В 1973 г.  выходит сборник синглов "Sladest",  многие песни из которого, кстати, не входили в номерные альбомы. Но в том же году группа едва не лишилась своего ударника.  4 июля  Дон  Пауэлл  со своей невестой  Анжелой  Моррис  попал  в  жуткую автокатострофу. Девушка погибла, а сам Дон оказался в коме и потерял память. Пока Дон поправлялся,  обязанности  драммера  исполнял его брат Фрэнк. Именно с ним SLADE отработали один из лучших своих концертов 70-х на фестивале "Isle Of Man".

 

   В следующем году появилась пластинка  "Old  New  Borrowed  and Blue"  (1974),  которая выдержана в стилистике глэм-харда.  Песня "Everyday" с этого альбома и по сей день входит в десятку  лучших рок-баллад  всех  времен  и  народов.  Пластинка  не  была лишена недостатков,  страдала некоторой перегруженностью.  Тем не  менее она  почти сразу была переиздана в США (под названием "Stomp your hands,  clap your feet") и в течение всего двух недель  разошлась тиражом в 270 тыс. экз.! На первых местах хит-парадов оказываются и новые их синглы - "Tak me bak  o'me"  (1972),  "Mama  weer  all crazee now" (1972),  "Cum on feel the noize" (1973), "Skweeze me, pleeze me" (1973),  а рождественская песня "Merry Xmas  evrybody" (1973) периодически возвращалась на первые строчки хит-парадов аж до 1986 г.

 

    Вдохновленные такими  результатами,  в  1974   г.   музыканты отправляются в первые гастроли по Америке. Концерты имели большой успех  (свидетельство  тому  -  видеофильм   гастролей),   однако американские  журналисты  явно  невзлюбили  британцев  и писали в обзорах примерно  следующее:  "Slade  потерпели  провал  в  своих попытках расшевилить аудиторию".  Позже Нодди Холдер иронизировал по поводу прессы и критиков:  "Иногда просто оторопь берет: может быть,  мы и газетчики попадаем на разные концерты?..  Вообще, эти критики смешные  ребята,  теперь  мы  просто  не  утруждаем  себя чтением  газет,  живем  и играем сами по себе,  а газетчики пусть идут  своей  дорогой").  Лидер тогда еще мало кому известных Kiss Джин Симмонс, по его признанию, ходил едва ли не на все американские концерты Slade, старательно запоминая, во что одеваются кумиры, как двигаются на сцене. Немало Kiss (особенно в раннем периоде творчества) позаимствовали у Slade и в музыке, и в сценографии...

Удивительно,  но  каким-то  непостижимым образом  Slade  умудрились  не  заразиться  "звездной  болезнью", оставаясь и в жизни все теми же "своими в доску"  парнями.  Такой стиль  жизни  не  раз  удивлял  и  даже настораживал журналистов: "...Несмотря на весь  их  успех,  несмотря  на  наличие  стольких хитов, SLADE до сих пор мало заботились о том, что о них думают и как они выглядят в глазах остального  "света".  Парни  жили  явно скромнее,  чем им позволял их статус рок-звезд первой величины... И сейчас, встретив кого-нибудь из SLADE на улице, вы ни за что не заподозрите   в   них   людей,   совершивших   резкий   рывок   к богатству...".

     В том  же  1974  г.  Slade  решаются на довольно амбициозный проект - съемку в художественном фильме "In Flame"  (реж.  Ричард Лонкрэйн).  Лента получилась,  на мой взгляд, весьма любопытной и поучительной,  рассказывающей  о   непростом   пути   к   вершине музыкального Олимпа,  о губительной зависимости рок-музыкантов от жестоких  законов  шоу-бизнеса.  В  фильме   реальная   биография "слэйдов"  была изрядно приправлена художественным домыслом (сами музыканты по сюжету - участники некой группы "In Flame").  Однако большое  количество музыки и даже участие популярных актеров, среди которых - Том Конти,  Алан Лайк,  Энтони Аллен, Роско, не спасли фильм от трескучего провала.

Положение спас вышедший в ноябре того же года альбом (по существу  -  саундтрек  фильма)  "Slade   in   flame"   (На   мой субъективный  взгляд  -  это  самый  интересный и глубокий альбом группы за все 70-е гг.),  песни с которого "How does it feel?"  и "Far   far   away"   попали   соответственно  на  10  и  2  места национального хит-парада.

 

   1975-1977 гг. оказались для группы едва ли не самыми сложными. Почти на два года SLADE перебрались в США,  в  надежде  завоевать тамошний  рок-рынок.  Но для тупоголовых янки звезда группы давно закатилась,  и в результате ребятам пришлось - какое унижение!  - работать  на  разогреве  у  своих  недорослей-эпигонов - "Kiss" и "Aerosmoth".  Отчаявшийся Хилл даже решил-было покинуть сцену.  И действительно,   какое-то   время   на   своем  "Роллс-Ройсе"  он обслуживал свадьбы богатеньких,  чтобы хоть как-то заработать  на жизнь.  В  общем,  не лучшиее время.  И вскоре ребята вернулись в родную Англию.

   Ни один   из   синглов  группы  за  этот  период  не  попал  в американский хит-парад (впрочем,  американцы вообще  не  очень-то жалуют иностранцев), что, в свою очередь, ослабило позиции группы и на родине.  Кроме того,  происходили существенные перемены и  в самой   рок-музыке.   Главный  двигатель  хард-рока  Deep  Purple практически заглох,  Led Zeppelin и другие достойные  имена  тоже переживали  не  лучшие  времена.  Хард  и  глэм уверенно оттеснял набиравшее силу движение панк-рока (и кому какое  дело,  что  эти "старикашки" из Slade когда-то стояли у истоков этого течения).

И все-таки музыканты мобилизовали свои силы и в марте 1976  г. выпустили  свой  самый  успешный  в  коммерческом  плане альбом - "Nobody's  fools".  Пластинка   получилась   мелодически   яркой, полифоничной  и  в  то  же  время  подчиненной единой музыкальной концепции, где поэтические и музыкальные темы были взаимосвязаны. Вместе  с  тем альбом (и сегодня он самый популярный в творческом наследии группы)  стал  своего  рода  реквиемом  маскарадной  эре глэм-рока,  в  40  минут  диска  они  вместили  почти все приемы, разработанные  этим  направлением,  песни  альбома   без   лишней скромности  можно назвать квинтессенцией стиля.  А уж полубаллада "In For A Penny" - попросту сверхшедевр британского рока.

 

На альбоме  "Whatever  happened  to  Slade"  (1977) музыканты попытались внести коррективы в свое творчество  в соответствии с новыми веяниями  на  рок-сцене.  Материал  пластинки  был решен в стилистике жестского хард-рока с ненавязчивыми элементами модного в это  время  панка.  Однако  работа  получилась  громоздкой   и эклектичной, и в результате потерпела фиаско (хотя и на ней  были по крайней  мере две однозначно удачные композиции - "Be" и "When Fantasy Calls"). В то же время именно альбом 1977 г. предвосхитил стилистику группы начала 80-х.

 

   В ноябре  1978  года  вышел  второй  концертник  группы "SLADE Alive. Vol. Two". Это был последний альбом, который продюссировал Чесс Чендлер,  уже со следующего альбома все дела группы вел Джим Ли.

   К концу  70-х  популярность  Slade резко пошла на нет,  и даже попытка вернуться  к  прежней  мелодической  манере  не  принесла результатов -  вышедшая в том же ноябре 1978-го пластинка "Return to base" (первый диск, спродюссированный самими музыкантами) была практически   проигнорирована   (или   не  понята?)  критиками  и публикой,  хотя на ней представлен очень  интересный  материал  с нетипичными  для  "Slade"  заходами  на  территории поп-арта,  экспериментами с саундом.  По иронии судьбы, переизданный почти 20 лет спустя, в 1997 г., "Return to bas" оказался одним из самых  раскупаемых  альбомов  группы.  К  1980  г.  ситуация   на рок-рынке вновь изменилась.  Все большее влияние оказывала на умы меломанов так называемая "новая волна" английского  рока  -  хэви метал.

   О SLADE стали потихоньку забывать...  Если бы не  все  тот  же Оззи Озборн,  который  буквально  возродил  группу и пригласил их выстпить 24 августа 1980  года  на  фестивале  "Монстры  рока"  в Ридинге  перед  50  000  зрителей.  Успех  был ошеломляющий.  Это заставило ребят почесать "репы" и  разбудить  свою  неисчерпаемую выдумку.

   И действительно,  после трехгодичного молчания "Slade" заявили о себя в 1981 г.  синглом "We'll Bring the  hous  down".  Впервые после  1977 г.  музыканты оказались в хит-парадах.  В том же году выходит альбом "We'll bring the  house  down".  Видимо,  "слэйды" решили  напомнить о прошедшей незамеченной предыдущей работе 1979 г. - в диск вошло пять композиций с "Return to base" и пять новых вещей.   Результат  -  вероятно  самый  сумасшедший,  соверешенно "отмороженный" анархический рок-н-ролл за всю историю,  к тому же исполненный в жесточайшей прихэвиметаленно-припанкованной манере.   

    В ноябре 1981 года на рынок "выбрасывается" альбом "Till deaf us do part", стилистически близкий предыдущей работе - жесткий, с четко прорисованной мелодикой, бесшабашно буйный хэви.    

Бьющая фонтаном    энергетика,   зажигательный   драйв   этих пластинок  (пожалуй,   самых   веселых   в   творчестве   группы) подтвердила,  что  годы  молчания  прошли  недаром - им есть чему научить    неоперившийся    рок-молодняк.    Музыкальной    части человечества   пришлись   по  душе  новые  музыкальные  ориентиры "слэйдов".

 

   В 1983 г.  выходит без преувеличения глубокомысленнейшая,  так до  конца  и  недооцененная критикой работа - альбом "The amazing kamikaze syndrome",  на котором  музыканты  удачно  синтезировали мелодику, саунд хэви метал и развернутость, полифонию музыкальных тем,   свойственную   арт-року.  В  результате  получился  альбом настоящего прогрессив-метала.  А две  композиции  с  пластинки  - баллада  "My  oh  my"  и  стилизованная  под  шотландские  мотивы развеселая "Run runaway" - попали в первую десятку  национального хит-парада (соответственно 2 и 7 места).

   В том  же году Н.Холдер и Д.Ли,  уже как известные специалисты по части  создания  добротных   хитов,   выступили   в   качестве продюсеров альбома "Play dirty" женской хард-группы "Girlschool".

 

   В начале  1985  г.  увидел свет диск "Rogues Gallery".  На мой взгляд,  это одна из самых мелодически  ярких  пластинок  группы. Гармонически изящная,  наэлектризованная работа, которая сделана, кажется,  на одном дыхании (и также,  кстати, слушается). Джим Ли здесь просто-таки разыгрался на клавишных, а голос Холдера звучит необычно мягко.  Очень непросто выделить какую-то одну композицию (здесь  в  меру  и лиризма,  и харда,  и фирменного ерничества) - настолько цельная, ровная работа.

   Казалось, музыканты  обрели второе дыхание.  Но с каждым годом они  все  меньше  давали  концертов,  почти  не   появлялись   на телевидении.  Быть может, выпустив подряд за короткий срок четыре столь яркие работы,  они окончательно выдохлись  (шутка  ли,  без малого  30 лет непрерывной творческой работы!)?  А возможно,  они просто объективно оценивали  свое  нынешнее  положение:  сохраняя статус  культовой  группы,  мэтров  рок-сцены,  и имея за плечами около десятка "золотых" и "платиновых" альбомов, былого успеха им уже  не  добиться.  И  не  проще ли уступить дорогу молодым?  Это вполне логично:  другое поколение,  иная музыка. 

Альбом 1987  г. "You  boyz  make  big noize" оказался "лебединой песней" группы - жесткой и печальной одновременно.  Ностальгической меланхолией  и грустью  проникнуты  многие композиции пластинки (особенно "Still the same" ("Все тот же),  "That's what friends are for" ("Все это для друзей"),  "We won't give in" ("Мы привыкли дарить"), "Ooh la la in L.A."), о былой задористости их музыки напоминают разве что "She's heavy" и "Won't you rock with me".  На последнем диске  мы слышим вдруг "повзрослевших" некогда бесшабашных "слэйдов".  Шутки и розыгрыши закончились (см. цитату выше).

 

    В 1990  г.  Холдер и Ли совместно с группой Mission выпустили благотворительный диск "Merry Xmas Everybody".  К слову  сказать, подобного рода сотрудничество с другими известными музыкантами не единичный случай в биографии Slade. Музыканты группы неоднократно были замечены в сейшенах с различными звездами,  а Нодди Холдер в качестве приглашенного гостя участвовал в записи  альбомов  Allan Parsons Project 70-х гг.

     1991 год ознаменовался выходом отличнейшего двойного альбома хитов Slade  "Wall of hits" (1991),  одноименного видеосборника с релизом песни "Radio wall of sound" (октябрь 1991),  где  впервые главную вокальную партию исполнил Джим Ли (он же автор композиции).

     21 февраля 1992 года вышел их последний сингл "Universe" (21 февраля  1992)  -  пронзительно  грустная,  возвышенная и безумно красивая баллада,  достойное завершение музыкальной карьеры самой развеселой группы ХХ века.

    Они ушли тихо,  без лишнего шума.  Это был вполне разумный  и благородный шаг: ставить точку в нужном месте - особый талант.

 

     Влияние "Slade" на рок-музыку 70-80-х легче недооценить, чем переоценить -  оно  ощущается  в  творчестве  таких стилистически различных групп как Saxon и Quit Riot,  Oasis и  Smokie,  Blur  и WASP, Manowar.  Не  избежали  определенного  влияния  даже  такие короли сцены 1970-х,  как "ABBA" (Не верите?  Тогда послушайте их шлягер 1975  г.  "Rock  me")  и  "Queen" (Опять не верите?  А как насчет мэйевской песенки "The Man From Manhattan" с альбома  "The Miracle"? Неужели не узнаете в ней аккорды слэйдовской "Coz I Luv You"?). Ну,  а  уж о влиянии на вокалистов необычной манеры пения Холдера и говорить не стоит - очевидно.

    Генераторы идей  Нодди  Холдер  и  Джим  Ли отошли от музыки. Первый из них стал ведущим теле-шоу  "The  Grimleys"  и  ди-джеем одной  из  радиостанций,  ориентированных  на классику рок-музыки 60-80-х.  Второй, наконец, реализовал свою давнюю мечту и стал... психотерапевтом.

   Два других участника группы - Дэйв Хилл и Дон Пауэлл - в  1994 г.  попытались реанимировать Slade.  Пригласив молодых музыкантов Стива Уайлли (вокал,  гитара; ранее работал с Чаком Берри, Джерри Рафферти  и  Барбарой  Дикинсон)) и Тревера Холлидэя (бас-гитара, клавишные;  экс-FRENCH CONNECTION),  они записали альбом "Keep on rockin!",   который  оказался  на  удивление  удачным:  добротный хард-рок,   но   лишь   отдаленно   напоминающий   Slade   (чисто по-слэйдовски  звучат  разве  что  композиции  "Johnny player the guitar" и "Merry Xmas now!").  Весь  материал  пластинки  написан Дэйвом  Хиллом  и  Биллом Хантом (ex-“ELO”, ex-“Wizzard”),  за исключением песни "Do you want me", музыку для которой написал старый приятель Хилла по Slade  старина  Нодди  Холдер.  Продюссирует  обнавленную  группу небезызвестный Лен Таки,  гитарист и,  по  совместительству,  муж Сюзи  Кватро.  Совместо с возрожденными и тоже обновленными SWEET SLADE записали в 1998 году дружеский альбом "Great Glam Heroes Of 70's".  В  сентябре 1997 года SLADE совершили мини-тур по странам Прибалтии,  где Пауэлла едва не загребли таможенники, обнаружив у него антиквар.  Дон откупился всего за...  10 долларов!  В ноябре 1999 г. Slade впервые посетили Москву. В очередной раз они приезжали в феврале 2001 г. И опять же, этот концерт подтвердил очевидное: заменить Холдера просто невозможно. Постаревшим фэнам оставалось лишь любоваться  переодиваниями и аккробатияческими номерами с гитарой безобразно разжиревшего милашки Хилла. И это уже не тот отлаженный механизм, каковым был Slade 1960-1980-х гг. "Новички" явно не вписываются в "скомороший" театр ветеранов. Не той, ой, не то!..

 

   30 с  лишним  лет  многотрудного  пути  к  вершине.  Более  20 альбомов,  десятки прекрасных песен - таков творческий итог одной из  самых  влиятельнейших  рок-групп  70  -  начала  80-х гг.  Им повезло:  они  сумели  избежать  забвения,  их   диски   (включая многочисленные сборники) ежегодно переиздаются и также пользуются спросом у ценителей хорошей рок-музыки.

   ...Подросли дети тех, кто рос вместе с музыкой Slade. И теперь они  наклеивают  на  шляпы  маленькие  зеркальца  и   с   вызовом обращаются к постаревшим "предкам":  " I say,  mama, weer all got crazee now!".

 

 

                  &n… Продолжение »

Нодди Холдер

Noddy Holder

День рождения: 15.06.1946
, Великобритания
Гражданство: Великобритания

 

Биография

\"У нас действительно все двадцать лет получались хиты, и это чертовски долгая эпоха для рок-банды вроде нашей, представьте себе...\"

 

Автор: Александр Дувакин

"A-a-a-a-all-right ev'rybody" - этот вопль с пол-оборота заводил огромные толпы народа на разных континентах, включая даже бывший СССР. Что ж, нам тоже в своё время достался отголосок этого вопля. Умалить его энергию была не в состоянии даже затертая, множество раз переписанная магнитная лента, у которой на обратной стороне коробки красной шариковой ручкой было крупно выведено одно магическое слово =SLADE=.

Пусть не обижаются на меня слейдоманы, но для нас SLADE это был прежде всего голос Нодди Холдера. Яркая фигура как в студии так и на сцене, бесподобный певец, неподражаемый шоумен, который взял себе сценический псевдоним Нодди (дурачок).

Невилл Джон Холдер (Neville John Holder) родился 15 июня 1946 года в Уолсолле. Его родители были клубные музыканты - выступали преимущественно в пабах. С музыкой Невилл был дружен с самого детства: родителей изумляла его способность с легкостью повторять любую услышанную им мелодию. Еще не учась в школе он с соседскими детьми все время устраивал шоу, носившись с палкой или метлой вместо микрофона по импровизированной сцене.

Когда мальчугану исполнилось двенадцать лет, отец купил ему акустическую гитару. Уже менее чем через год Невилл организует со своими школьными друзьями группу...

Окончив школу, юноша решил всерьёз заняться музыкой. У его бывших друзей уже имелись приличные инструменты и Невилл чтобы не ударить в грязь лицом устроился на работу продавцом автозапчастей и накопив необходимую сумму, купил себе электрогитару и, самое главное, усилитель к ней.

Теперь во всеоружии наш герой окунается в мир рок-н-ролла, пришедшего из-за океана. Англию уже захлестывала волна битломании и практически все группы того времени исполняли исключительно рок. Невилл выступал как соло-гитарист. Работать приходилось в основном на танцах и в клубах.

В 1965 году Холдер был приглашён сессионным гитаристом и бэк-вокалистом в группу Стива Бретта (STEVE BRETT), где он успешно проработал около года. После чего оставив группу он решил попробовать свои силы в качестве в гастрольного импрессарио группы "Listen", где ведущим вокалистом был молодой человек по имени Роберт Плант. Тогда же он и познакомился с музыкантом - мультиинструменталистом Джимом Ли (James Lea) с которым они часто просиживали за кружкой пива или чего покрепче. Их дружба сыграла еще одну роль: Джим пригласил Невилла на прослушивание в группу "N'BETWEENS" из Вулверхэмптона, где ему самому предложили место бас-гитариста. В группе в очередной раз происходило обновление состава: кроме гитариста им требовался ещё и певец.

К тому времени N'BETWEENS уже записали в Лондоне под названием "THE VENDORS" в конце 1964 года демо из четырех песен, которые, правда так и не были изданы. Вторая попытка, предпринятая через год оказалась удачнее - во Франции был выпущен сингл.

Холдер и Ли успешно сыгрались с гитаристом Девидом Хиллзом (David Hills) и барабанщиком Дональдом Пауэллом (Donald Powell) на выступлении в Плимуте в июне 1966 года. Тогда никто из четверых ещё представить себе не мог что они останутся вместе на десятилетия.

В ноябре, когда группа была уже практически официально сформирована, вопрос о вокалисте стоял особенно остро. Пробовались многие претенденты. Одним из них был Роберт Плант, который уже тогда имел все шансы занять пустующее место. Однако в последний момент Холдер заявил, что хочет петь сам и соревноваться с Плантом. Результат превзошел все ожидания: такого колючего и сильного как у Холдера голоса никто ещё не слышал. Мистер Роберт Плант, ставший впоследствии певцом квартета Led Zeppelin, покинул поле боя.

Квартет N'BETWEENS записал на "Columbia Records" песню "You Better Run". Как оказалось, под этим именем молодые люди работали в студии в последний раз.

Концертная программа группы состояла в основном из обработок известных песен популярных исполнителей. Получалось неплохо и четвёрка решила попытать счастье в звукозаписывающих студиях Лондона. В те годы, по сравнением с эрой появления Битлов времена сильно изменились: несмотря на огромный наплыв никому не известных провинциальных музыкантов, многие продюсеры пытались работать с любыми, мало-мальски перспективными исполнителями в поисках новых талантов и будущих звёзд. После эпохи битломании никто не хотел повторить ошибки "Decca Record", в своё время отказавшей, как известно, Ливерпульцам в контракте.

В начале 1969 года после прослушивания в одной из Лондонских студии группой из Вулверхэмптона решили "слегка позаниматься". Под своё продюссерское крылышко их взял Чес Чандлер (CHAS CHANDLER) - экс-бас-гитарист "ANIMALS" и затем - продюсер Джимми Хендрикса (Jimmy Hendrix). Первое условие, которое было поставлено группе - это сменить название. Практически не задумываясь, группа была окрещена в "AMBROSE SLADE" - первое ничего не значащее словосочетание из лексикона чьей-то знакомой девушки.

Решив сформировать имидж группы Чандлер заставил четвёрку подстричься наголо.

Результат был ошеломляющий: ребята выглядели настолько страшно, что с ними отказывались работать, принимая их за "скинхедов" - неофашистов и уголовников.

Пришлось ждать когда отрастут волосы... Тем временем квартету пришлось заняться написанием собственных песен. И тут дело пошло не совсем так, как рассчитывали продюссеры: музыканты смогли выдавить из себя лишь около полутора "вещей".

Тем не менее удалось записать первый альбом, в основу которого легли аранжировки песен Заппы, Леннона/Маккартни и других известных композиторов. Но также были и собственные сочинения - весьма своеобразные и не лишенные оригинальности. Например в "Mad Dog Cole" переплетение гитары и Холдеровского вокала оставляет весьма сильное впечатление. (Подобные вокальные распевки позже на концертах Deep Purple небезуспешно позволял себе Ян Гиллан - прим. автора). Джим Ли, превосходный скрипач, смело вводит этот инструмент в аранжировки, отчего песни приобретают непередаваемо красивый оттенок.

Дальше уже все менялось в корне. Отросли волосы. Нодди оделся в клетчатые штаны, отрастил бакенбарды и водрузил на голову цилиндр с наклеенными на него круглыми зеркалами которые отбрасывали свет прожекторов во все стороны. Надо сказать, не менее блестяще и экстравагантно выглядели и остальные из этой четверки, название которой теперь сократилось до просто "SLADE".

Сценический облик SLADE начиная с 1971 года, представляет из себя то что сейчас называют Глэм-рок или Глитер-рок (по имени Гарри Глитера - основателя этого стиля), музыка стала более шумная и отвязанная. Холдер разорался не на шутку: песня "Get Down Get With It" неожиданно заняла 16-е место в чартах. Это был первый серьезный успех четверки. Следующим, в ноябре того же 1971 года, стала песня "Coz I Luv You" (обратите внимание на написание), которая заняла первое место в европейских чартах и оставалась там на протяжении четырёх недель. Это был первый из шести синглов SLADE, вознёсшихся до первого места. Было положено начало пятилетней эпохе, когда из первой двадцатки хитов не исчезали песни написанные Холдером - Ли. Джим Ли являлся автором и аранжировщиком музыки, Холдер - сочинял стихи. Ему же принадлежала идея намеренного внесения в названия песен грамматических неточностей, придающих соответствующую эмоциональную окраску. Сей предмет стал "фишкой" группы, после чего в системе образования группа была признана "нездоровой для правильного образования Британии".

Случилось то, что и должно было случиться: SLADE обрели свой имидж, а судьба каждого из музыкантов всецело была связана с остальными из четвёрки.

В мае 1972 года группа отправилась в турне как сопровождающая группа для "STATUS QUO". Месяцем раньше вышел концертный альбом "SLADE ALIVE!". Много позже журнал "Роллинг Стоун" назовёт эту пластинку как одну из пяти лучших концертных записей всех времен.

Немного погодя выходит сингл с песнями "Take Me Bak 'Ome" (Забери меня домой) и "Mama Weer All Crazee Now" (Мама, мы все сорвались с катушек), которая стала теперь визитной карточкой группы. "Не надо воспринимать нас всерьёз - We are still CRAZEE!" (вторая часть фразы, я думаю, понятна без перевода - прим. автора).

В самом конце 1972 года выходит еще одна долгоиграющая пластинка группы "Slayed?". Вскочив на вершину европейских чартов, альбом продержался там 3 недели. А если уж говорить об этом альбоме по-русски - как в начале Холдер открывает варежку, и так до конца. И как у него мочи хватает? Одним словом - приятно до полного безобразия. Всяческих похвал хватало с головой. Позже "Нью Мьюзикал Экспресс" назовет эту пластинку "один из величайших рок-н-роллов, продаваемых за всё время".

Надо остановиться еще на одном событии - Уж не утомил ли я читателя своей болтовнёй? Если утомил: press Alt+F4, если нет: продолжим о м-м-м... А ну да, конечно же о Холдере, да и о Слейдах тоже - итак в декабре 1973 года выходит "сезонный" сингл с песней "MERRY Xmas EVERYBODY" (Желаем Каждому Счастливого Рождества). Эту песню первый раз квартет записал ровно год назад в Нью-Йорке, во время гастролей, теперь решили попробовать здесь... О-го-го! Сингл подскочил на первое место аж на ПЯТЬ недель. В Европе были проданы более четырёх миллионов копий пластинки - это оказался самый продаваемый сингл SLADE. Самым забавным было то, что во все последующие годы во время Рождества эта песня снова и снова выскакивала в чарты. Уже гораздо позже, в 80-е годы для группы стало традицией каждый год записывать заново и издавать полюбившуюся всем песню.

Более двадцати лет на сцене - тут кого угодно с ума свести можно, да причем под девизом "STILL CRAZEE"! Группа знала падения, взлёты и закаты. Голос Холдера оставался всё такой же колючий и заводной, хотя конечно же, появилась то, что можно назвать усталостью. Теперь Нодди достаточно просто выйти и просто помахать рукой. Иногда взять аккорд на шикарной аккустической гитаре, поправив на носу тёмные очки. Это отголоски заслуженной славы и популярности. Трудно было бы представить британскую рок-музыку без такого человека как Нодди Холдер, ставший одним из символов той эпохи.

После шумного последнего "УРА" в 1987 году последовал долгий перерыв вплоть до 1991 года. За это время были изданы - переизданы все мыслимые и немыслимые работы SLADE. Четверка приступила к работе над новым альбомом. Прежде всего был запущен пробный шар в виде песни и видеоклипа "Radio Wall Of Sound". Всё те же чёрные шляпы и плащи, в которые музыканты облачились в начале 80-х. А вот ведущую вокальную партию исполняет... Джим Ли! Хотя в припеве ещё слышится привычная колючесть. Что будет дальше?

А дальше произошло вот что: песня не принёсла ожидаемого эффекта. Но хуже всего оказалось то, что шансы сделать материал для нового альбома оказались практически равны нулю. Нет свежих идей, да и время уже не то. Вместо обещанного альбома вышел сборник, состоящий из старых вещей и в котором как гвоздь в доске торчит единственная новинка "Radio Wall Of Sound".

Подобный кризис уже случался в 1980 году, когда Европу захлестнула "Новая Волна". Тогда Нодди Холдер, Джим Ли и его брат Фрэнки создали группу под названием "THE DUMMIES". В результате экспериментов с музыкой "Новой Волны" трио выпустило три сингла. После выхода пластинок возникли трения с авторскими правами между новой группой (синглы были выпущены на Stiff Records) и Barn Records, с которой SLADE имели контракт. Вызвано это было тем, что бэк-вокал Холдера, несмотря на его "удалённость" легко распознавался (ведущие вокальные партии исполнял Джим Ли). Тогда всё вернулась на круги своя: вокал Нодди опять встал на своё привычное место.

После выхода в 1992 году компакт-диска "Radio Wall Of Sound" Нодди Холдер заявил о своём выходе из группы. Его примеру последовал Джим Ли. Благодаря многочисленным переизданиям песен отчисления на авторские права составляют сумму, позволяющую безбедно существовать всю оставшуюся жизнь. Ведь на практически всех песнях SLADE в качестве авторов значилось "Holder/Lea".

"Выйдя в отставку", Нодди Холдер не сидит без дела: он сейчас популярный в Англии радио диск-жокей. Воскресными вечерами он выходит в эфир с собственной программой. Нодди - известная личность на английском телевидении - автор многих программ и музыкальных обзоров. Мистер Холдер пробует себя как актер, продюссер и... писатель: о себе Нодди расказал всем в своей автобиографической книге "WHO'S CRAZEE NOW?!"

Сейчас Нодди Холдер живёт в Англии в живописной деревне расположенной примерно в 20 милях к югу от Манчестера в графстве Чешир. Дома практически все время он проводит со своими детьми. Еще одно его хобби - это кухня: Нодди с огромным удовольствием готовит всякие вкусные блюда. Иногда за вечерним бокалом его посещают мысли написать и спеть какую-нибудь песню,.. может быть даже вернуться на сцену и восстановить прежний состав SLADE. Может быть ещё послейдярим...

© provincia36

Конструктор сайтов - uCoz